Как снизить уровень стресса в конфликтной ситуации
Жизнь без стресса
→
Стрессоустойчивость
→ Как снизить уровень стресса в конфликтной ситуации
Начнем с того, что любой конфликт - это совершенно нормальная стадия здоровых отношений между людьми. Ведь, по большому счету, двум разным людям периодически нужно выплеснуть свои эмоции, в чем-то не согласиться с оппонентом или отстоять свою точку зрения. Умение правильно действовать в создавшемся конфликте, чтобы разрулить его (а не избегать!), является ключевым фактором к снижению уровня стресса у конфликтующих сторон.
Конфликтами можно и нужно управлять, потому что когда он выходит из-под контроля, могут произойти необратимые вещи в плане ухудшения и даже прекращения отношений. Только в том случае, когда участники ведут себя корректно по отношению друг к другу, проявляют позитив и взаимоуважение, отношения крепнут и переходят в более качественное русло.
Основные причины конфликтов
Главные причины споров, ссор и конфликтов - столкновение интересов, разница в восприятии, отсутствие согласия и договоренностей, слишком разные приоритеты, ценности и желания. Первый шаг к решению конфликтной ситуации - осознание происходящего, своих эмоций хотя бы одной стороной, попавшей в переплет. В самой сути проблемы стоят противоречия между базовыми потребностями различных людей (безопасность, значимость, потребность в близости или наоборот, уединении).
Например, между родителями и детьми камнем преткновения становятся вопросы безопасности (для мамы) и потребностями познавать мир со всеми его рисками (для маленького ребенка).
Помните, что такая обстановка складывается не только из-за разногласий. Как правило, две стороны начинают «воевать», когда чувствуют реальную или мнимую угрозу своему благополучию. Замалчивание или игнорирование ни к чему хорошему не приведет – все только быстрее усугубится. Время от времени похожие события будут повторяться с эффектом «дежа вю», пока мы не распознаем проблему и не решим ее раз и навсегда.
Поскольку в стрессовых обстоятельствах эмоции могут накалиться до предела, мы с трудом сможем держать их под контролем. Поэтому будем стараться выходить из ситуации достойно и успешно, даже если это нам будет непросто.
Главное – помнить, что раз уж все определенным образом сложилось, значит, в данных обстоятельствах надо чему-то научиться. Задайте себе вопросы: «Что происходит? На что я реально могу повлиять? Какие выводы я должен сделать из случившегося?» Найдите ответы, которые помогут разрешить вопрос во взаимоотношениях, и люди вознаградят вас за это своим доверием. К тому же вы сами будете чувствовать себя увереннее. Вы будете знать, что отношения с близкими могут устоять и окрепнуть перед лицом разногласий и трудностей.
Только разобравшись с подоплекой сложившейся ситуации, можно освоить науку управления стрессом и способностью нейтрализовать конфликт, тем самым улучшить свои отношения с людьми в обстановке понимания и сочувствия.
Как усугубить ситуацию
- Не пытайтесь понять точку зрения оппонента и представить ситуацию его глазами.
- Проявляйте обиду, гнев, вспыльчивость, сопротивляйтесь.
- Не ищите компромисс, не принимайте позицию другой стороны.
- Подавляйте любовь и загоняйте себя в стыд и изоляцию.
- Бойтесь и уклоняйтесь от конфликтов, ждите плохих последствий.
Как успешно разрешить конфликт
- Попытайтесь понять позицию противоположной стороны, мотивы, ценности. Увидьте ситуацию глазами другого человека.
- Реагируйте спокойно, уважительно. Дайте понять собеседнику, что ваша цель - не слепо защищаться, а решить вопрос конструктивно.
- Будьте готовы простить оппонента и забыть о случившемся. У вас не должно остаться обиды или негодования.
- Избегайте осложнений и совместно придите к компромиссному решению, которое примирит обе стороны.
- Развивайте в себе способность управлять стрессом и эмоциями.
Если вы чувствуете, что слишком возбуждены, и вам трудно сосредоточиться на своих эмоциях, то в таком состоянии будет трудно понять собственные потребности. А непонимание их ведет к трудностям в общении, так как вы не осознаете, что именно вас тревожит. Семейным парам больше свойственно ссориться из-за всяких бытовых мелочей, чем из-за вопросов, беспокоящим их на самом деле.
Какие способности нужно развивать, чтобы успешно справляться с конфликтами:
- Сохранять спокойствие и внимательность. В этом случае подмечаются любые детали разговора, лучше осознаются эмоции, понимаются жесты и слова.
- Умение держать под контролем свое поведение и эмоции. Это поможет донести до собеседника свои ценности и мотивы без раздражения и оскорбления.
- Быть внимательным не только к словам собеседника, но и к его чувствам.
- Проявлять уважительное отношение к различиям в точках зрения и восприятии между людьми.
Сохранить равновесие и снизить уровень стресса можно по методу психолога Конни Лилласа, который описывает три самых типичных реакций людей, находящихся в стрессе, проводя аналогию с вождением автомобиля.
- Жмем педаль газа. Крайнее раздражение или возбуждение. Вы взвинчены до предела, и ваши эмоции накалены.
- Жмем педаль тормоза. Реакция на стресс депрессивная или растерянная. В подобной ситуации больше свойственны молчание и почти полное отсутствие эмоций.
- Жмем обе педали одновременно. Реакция на стресс заторможенная, так как под давлением обстоятельств трудно соображать и предпринимать какие-то действия. Снаружи вы кажетесь парализованными, но внутри испытываете сильнейшее волнение.
Все три состояния мешают принять верное решение, поскольку они не дают возможности ясно изложить свои потребности, правильно услышать то, что в действительности было сказано, осознать свои ощущения и главнейшие потребности.
Как надежно и быстро справиться со стрессом
Если нет возможности с кем-либо поговорить о сложившихся обстоятельствах, то включите свои ощущения (запах, вкус, прикосновения, слух или зрение). Но поскольку сенсорное восприятие у каждого свое, то надо найти способы, которые подойдут именно вам.
Кроме этого, нужно научиться осознавать свои эмоции, чтобы лучше понимать себя и других. Это умение кажется обманчиво простым, но на нем держится любое общение и адекватное восприятие людей и эмоций. А это помогает разрешать конфликты.
Незаменимым помощником для вас может стать чувство юмора. Как только вы начнете смотреть на ситуацию с юмором, станет легко говорить о тех вещах, которые невозможно было бы озвучить в других обстоятельствах. Здесь важно то, что смеетесь вы не над человеком, а вместе с ним над предметом спора. И ваш конфликт плавно переходит в построение теплых отношений на всю жизнь.
Рекомендации по управлению конфликтами
- Активно слушайте все, что слышите. Во время слушания мы соотносим услышанное со своими эмоциями и глубинными потребностями, а уже потом с окружающими. Кроме того, внимательно слушая, мы не искажаем смысл информации, а наши аргументы становятся понятными всем собеседникам.
- Поставьте во главу угла желание разрулить ситуацию, а не потребность оказаться правым и победить в споре. Отношения всегда важнее, поэтому принцип уважения никто не отменял.
- Говорите по существу текущего момента, а не вспоминайте старые обиды, валя все в один огромный снежный ком. Фокусируйтесь на том, что вы можете сделать в данный момент в этих обстоятельствах.
- Спор может закончиться, не начавшись, если вы заранее примете решение, что проблема не стоит того, чтобы тратить на нее свое время и энергию.
- Прощайте с легким сердцем. Иногда это трудно. О том, что вы простили, вы поймете по отсутствию желания наказать обидчика (в конечном итоге оно никогда не компенсирует наши потери и только добавит боли, опустошив душу).
- В отдельных случаях надо уметь позволять чему-то или кому-то уйти. Если ваши попытки договориться ни к чему не привели, смиритесь с чьим-то несогласием. Рано или поздно аргументы должны закончиться - первыми они обычно исчерпываются у той стороны, которая мудрее. Даже в состоянии ссоры вы можете достойно выпутаться из нее и двигаться дальше.
-
Освоив навыки решения конфликтов, Вы сможете сделать свои личные и профессиональные взаимоотношения сильными и развивающимися.
Автор: Валентина
Дата публикации: 29.01.2013
Перепечатка без активной ссылки запрещена
|
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.